Олег Даль

Неприкаянность, доверчивать, самосозерцание и невероятно трагическое восприятие мира — вот отличительные черты персонажей, сыгранных удивительным актером театра и кино Олегом Далем. Не обладая званиями и наградами, он был одним из наиболее любимых и уважаемых артистов. Удивительным образом, он был обожаем зрителем даже в ролях, которые сам считал откровенной неудачей.

Олег ДальОлег Даль родился 25 мая 1941 года в пригороде Москвы Люблине, где прошло все его детство. Его отец был железнодорожным инженером, а мать — учителем. В школьные годы Олег занимался баскетболом, но проблемы с сердцем заставили его бросить спорт, который уступил место увлечению творчеством. Актером он решил стать, мечтая о роли Печорина после прочтения «Героя нашего времени».

Родители противились намерениям сына, ведь актерская профессия не отличалась стабильностью. К тому же, Олег заметно картавил. Но Даль все равно отправился на вступительные экзамены в Театральное училище имени Щепкина. Он до слез насмешил комиссию монологом Ноздрева из «Мертвых душ», но совсем другими глазами экзаменаторы посмотрели на Олега, когда он преобразился, читая отрывок из «Мцыри». Так он стал студентом курса Николая Анненкова.

Во время последнего года обучения Даль снялся в своей первой роли — Алика Крамера в картине «Мой старший брат» Александра Зархи. После этого Леонид Агранович пригласил его на главную роль в детектив «Человек, который сомневается».

На его дипломном спектакле присутствовала Алла Покровская, которая позвала его в «Современник». На устроенном ему экзамене Олег великолепно показал себя и был принят в труппу театра. Однако в течение первых нескольких лет он играл, как правило, второстепенные роли: Гном Четверг в «Белоснежке и семи гномах», Маркиз Брисайль в «Сирано де Бержераке», Поспелов в «Обыкновенной истории», Кирилл в «Старшей сестре», Генрих в «Голом короле» (главная роль).

В это время Даль сыграл в картинах «Первых троллейбус», «От семи до двенадцати», «Строится мост». Все они были неплохо приняты зрителем, но к серьезным работам из вряд ли можно отнести.

Когда Владимир Мотыль собрался снимать фильм «Женя, Женечка и Катюша» по сценарию Булата Окуджавы, он вспомнил о молодом актере Олеге Дале, которому его рекомендовали еще для съемок в одной из предыдущих картин. При первой же встрече он понял, что лучше кандидатуры на роль Жени Колышкина ему не найти. Олег поразил его не только экстравагантным по тем временам внешним видом, но также чувством собственного достоинства и отсутствием стремления, во что бы то ни стало понравиться режиссеру и получить роль. Когда в 1967 году картина была снята, она долгое время запрещалась к показу. После премьеры в Доме литераторов фильм был восторженно принят зрителями, но чиновники оставались непреклонны и разрешали показывать его лишь в провинции.

А Даль уже начал съемки в картине Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика» в роли летчика Евгения Соболевского. После этого фильма Олег окончательно стал звездой советского кино.

В конце шестидесятых годов Олег Даль сыграл несколько значительных ролей на сцене «Современника» и продолжил свою плодотворную работу в кино, снявшись в картинах «Старая, старая сказка» и «Удар рога». В 1971 году он предстал на экране в образе шута в фильме «Король Лир», который пользовался огромным успехом за рубежом и получил несколько наград на международных фестивалях.

Олег Ефремов пригласил Даля на роль Пушкина в постановку «Медная бабушка» по пьесе Л.Зорина. Репетиции шли очень плодотворно, спектаклю пророчили большой успех, но вдруг Даль отказался от роли, которую был вынужден исполнить сам Ефремов.

В дальнейшем, Олег Даль играл в Ленинградском драматическом театре имени Ленинского комсомола Двойникова в пьесе А.Арбузова «Выбор», но был крайне невысокого мнения об этом спектакле. Но вот его роли в кино того периода доставляли Далю больше удовлетворения. Речь идет о фильмах «Тень» (Ученый и его Тень), «Плохой хороший человек» (Лаевский), «Ночь ошибок» (Марлоу), «Домби и сын» (Картер). Кроме того, сбылась его юношеская мечта — он сыграл Печорина в ленте «По страницам журнала Печорина».

Огромной зрительской популярностью пользовался фильм «Земля Санникова» режиссеров Альберта Мкртчяна и Леонида Попова. Роль певца Евгения Крестовского должен был играть Владимир Высоцкий, но его кандидатура была запрещена начальством, поэтому был приглашен Олег Даль. Во время съемок разразился скандал: Олег Даль и Владислав Дворжецкий были настолько недовольны качеством сценария и непрофессионализмом группы в целом, что хотели даже отказаться от дальнейшей работы над фильмом. Тем не менее, картину ждал невероятный успех.

В семидесятые годы Олег Даль великолепно сыграл в фильмах «Звезда пленительного счастья», «Не может быть!», «Горожане», «Вариант «Омега», «Военные сороковые» и многих других. Негативный опыт работы на съемках «Земли Санникова» заставил и так щепетильного в выборе ролей актера с особой осторожностью рассматривать предложения режиссеров. Он отказался играть Лукашина в «Иронии судьбы», Хлестакова в «Инкогнито из Петербурга», пьяницу в «Беде».

Одной из лучших работ Даля стала роль Зилова в картине В.Мельникова, которая ему понравилась после первого же прочтения пьесы. К сожалению, сам Даль картину на экране не увидел, ведь ее разрешили показать лишь в 1987 году. Некоторое время Олег работал в Театре на Малой Бронной и в Малом театре.

В последние годы жизни Олег Даль очень плохо выглядел, много пил, жаловался на нервное и физическое истощение. Он умер 3 марта 1981 года. Произошло это в гостиничном номере в Киеве, где он находился в командировке. Похоронен Олег Даль на Ваганьковском кладбище в Москве.

Денис Анипченко