Рената Литвинова

Ренату Литвинову можно смело назвать самой неоднозначной фигурой российского кинематографа. Одни ее боготворят, другие раздражаются, лишь услышав ее голос или увидев на экране. Виной тому необычная пластика, голос и жестикуляции Ренаты. Кроме того, она весьма оригинальна и резка в своих суждениях. При этом, непросто понять, насколько ее экранный образ соответствует реальной Литвиновой, и образ ли это вообще.

Рената ЛитвиноваДевочку, родившуюся 12 января 1967 года в Москве, родители назвали Ренатой в честь дяди-татарина. Ее мама — хирург, отец тоже при жизни работал врачом, но он с ними не жил. Любовь к кинематографу передалась Ренате от мамы, которая постоянно посещала вечерние сеансы. Школа у нее до сих пор ассоциируется с беспросветностью и одиночеством. Убегая домой после уроков, она много читала.

Еще в школе Рената пробовала себя в роли писательницы, что подтолкнуло ее, вкупе с любовью к кино, к поступлению на сценарный факультет ВГИКа. Весьма необычные рассказы, которые она принесла на вступительные экзамены, понравились известному сценаристу Евгению Габриловичу, и Литвинова поступила с первой попытки. Рената очень выделялась на курсе своей необычной манерой держаться и разговаривать, жестикуляцией, резкими суждениями.

Дипломная работа Литвиновой называлась «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.». Она была раскритикована рецензентом и членами комиссии. Стажировалась Рената в объединении Сергея Соловьева «Круг». Его потряс сценарий «Нелюбовь» Литвиновой, и он запустил его одним из первых.

Первые фильмы по сценариям Литвиновой не были удачными. Сначала провалились «Трактористы-2» братьев Алейниковых. Затем вышли «Мужские откровения» Юрия Грымова, в основу которых легла повесть Литвиновой «Третий путь». Впрочем, этот сценарий клипмейкер писал самостоятельно.

Рената ЛитвиноваОднажды дипломная работа Ренаты попалась Кире Муратовой. Сценарий очень ей понравился, и хотя снять фильм по нему не получилось, Кира Георгиевна захотела познакомиться с Литвиновой, что произошло на одном из фестивалей. Позже режиссер пригласила Ренату в свой фильм «Увлеченья». Для картины «Три истории» Муратова выбрала новеллу Литвиновой «Офелия, невинно утонувшая», которая вошла в фильм с произведениями двух других авторов, и дала ей роль Офелии.

Повесть Литвиновой «Обладать и принадлежать» легла в основу фильма «Страна глухих» Валерия Тодоровского, хотя сценарий режиссер писал с другим автором, в результате чего от оригинального произведения осталась лишь глухонемая девушка Яя. Сама Рената осталась недовольна результатом.

На телевидении успешная работа Ренаты Литвиновой началась давно. Среди проектов, в которых она принимала участие, «Намедни» Леонида Парфенова, «Детали» на СТС, «Кинопремьеры» на Муз-ТВ, а также авторские передачи на НТВ: «Ночной сеанс с Ренатой Литвиновой» и «Стиль от Ренаты Литвиновой».

Но успех у широкой публики пришел после сериала «Граница. Таежный роман», в котором Александр Митта дал Литвиновой роль медработника Альбины и с тех пор пообещал не снимать без нее ни одного фильма. Ее героиня очень запомнилась зрителям, а некоторые фразы стали крылатыми. За эту работу Рената была удостоена Государственной премии РФ.

Рената ЛитвиноваС тех пор Рената Литвинова снялась во многих фильмах, оставаясь абсолютно узнаваемой в каждом из них, за что и любима своими поклонниками. Самыми известными фильмами, в которых она играет, являются «Небо. Самолет. Девушка» Веры Сторожевой, «Настройщик» Киры Муратовой, «Мне не больно» Алексея Балабанова. Кроме того Ренату часто приглашают на эпизодические роли в различных фильмах.

Полнометражным режиссерским дебютом Ренаты Литвиновой стал фильм «Богиня: как я полюбила», в котором она снялась в роли Фаины. Сюжет играет не главную роль в картине. На передний план выходят внутренние переживания главной героини.

Рената очень неохотно говорит о своей личной жизни, не комментирует свой брак с первым мужем-кинопродюсером и отказывает рассказывать о своем нынешнем супруге. С 2001 года они воспитывают дочь Ульяну.

Денис Анипченко

Комментариев: 3

  1. Хорошая баба:

    Обожаю ее, впервые обратила на нее внимание в телесериале «Граница-таежный роман», она очень необычная, женственная. Многие конечно смеются над тем, как она говорит, но на мой взгляд, это ее визитная карточка, изюминка. Смотрела кучу роликов с ее выступлениями, неординарный взгляд на многие вещи, на то, на чтобы я даже внимание не обратила. Жаль что она мало снимается в кино

  2. Sharlina:

    Своеобразная дамочка, не шаблонная и не понятная. Я тоже обратила на нее внимание в сериале «Граница – таежный роман». Режиссерские работы ее не впечатлили, к сожалению. Хотя задуматься заставляют. Посмотрим, что будет дальше.

  3. Losso:

    О ней можно спорить и рассуждать бесконечно. Однозначного мнения по поводу того, гений она или бездарность всё равно не будет. Но, как бы то ни было, у неё свой, особый взгляд на киноискусство. И уважать человека стоит хотя бы за смелость и непрерывное самовыражение.