Валентин Гафт

Валентин Иосифович Гафт сыграл в таком огромном количестве фильмов, среди которых есть любимые картины каждого поклонника отечественного кино, что с трудом верится в непростое начало его творческой карьеры. А между тем, в талант этого блестящего артиста долго никто не верил, а первые работы в театре и кино были, по его признанию, настоящей катастрофой. Но стремление к совершенствованию, реальное осознание своих возможностей и невероятная трудоспособность сделали из него выдающегося артиста.

Валентин ГафтВалентин Гафт родился 2 сентября 1935 года в Москве. Его отец был адвокатом, прошел всю войну, закончил ее в звании майора. В школе он занимался в самодеятельности, хотя его долго не хотели туда принимать, а когда он своего добился, давали играть женские роли. Однако он не посвящал других в свои планы стать актером и втайне подал документы в Высшее театральное училище имени Щукина и Школу-студию МХАТ. Если в Щукинском училище он сразу же провалился, то экзамены в МХАТ он сдал на «отлично», во что сам не мог поверить.

Окончив Школу-студию в 1957 году, Валентин Гафт некоторое время оставался без работы. В конце концов, не без помощи своего знакомого, чтеца Дмитрия Журавлева, он устроился в Театр имени Моссовета. Молодому актеру не доверяли серьезных ролей, и через год он ушел. Спустя определенный период, его позвал в Театр сатиры Эраст Павлович Гарин, но он откровенно провалил роль в первом спектакле, и его уволили. Однако через несколько лет он на сцене этого же театра он блестяще сыграл графа Альмавиву в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Эта роль стала одной из лучших и любимых в его карьере.

Какое-то время Валентин Гафт играл у А.Гончарова. В начале шестидесятых он побывал на постановке Анатолия Эфроса «Сто четыре страницы про любовь» по пьесе Э.Радзинского, которая шла в Театре Ленинского комсомола. Увиденное потрясло Гафта, и он пошел с Анатолию Васильевичу с намерением во что бы то ни стало устроиться в Ленком. Его приняли в труппу и сразу же дали главную роль в поразившем его спектакле, где они играл с Ольгой Яковлевой. Когда Эфроса уволили из Театра Ленинского комсомола, и он начал работу в Театре на Малой Бронной, многие актеры, включая Гафта, ушли с ним. Опыт работы с Анатолием Эфросом стал основой актерского мастерства Гафта.

В 1969 году Валентин Гафт воспользовался приглашением Олега Ефремова и перешел в «Современник», который навсегда стал его родным домом. На сцене «Современника» он блистал во многих ролях, среди которых Лопатин («Из записок Лопатина»), Глумов («Балалайкин и К»), Горелов («Спешите делать добро»), Рахлин («Кот домашний средней пушистости»), Лейзер («Трудные люди»), Валентин («Уйди-уйди) и многие другие.

Вспоминая о своем дебюте в кино, Гафт, известный своей критичностью к собственной работе, говорит об оглушительном провале. В фильме «Убийство на улице Данте» он остолбенел, оказавшись на одной съемочной площадке с кумирами тех лет, и едва нашел в себе силы произнести свою реплику. Он долго не был востребован в советском кинематографе и появлялся в эпизодических ролях. Виной тому был его типаж, который никак не соответствовал представлениям о героях того времени.

Первые значительные роли в карьере Валентина Гафта начали появляться лишь в семидесятых годах: Геверниц («Семнадцать мгновений весны»), лакей Брассет («Здравствуйте, я ваша тетя»), Лопатин («Из записок Лопатина»), Крамин («На всю оставшуюся жизнь»), Жорж («Циркачонок»).

Особое место в киноработах Гафта занимает сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым. Ведь именно благодаря съемкам в его картинах он стал действительно популярен. Сначала в 1979 году он великолепно сыграл Сидоркина, лицемерного председателя правления гаражного кооператива в комедии «Гараж». Затем снялся в роли лихого и благородного командира гусаров, полковника Покровского в трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово». В картине «Забытая мелодия для флейты» Гафт создал собирательный образ бюрократа Одинокова. Не менее удачными получились работы Валентина Иосифовича в рязановских «Небесах обетованных» и «Старых клячах».

Среди большого количества фильмов других режиссеров, в которых снялся Валентин Гафт, можно выделить «Гонки по вертикали» (вор Батон), «Визит к минотавру» (Иконников), «Чародеи» (Сатанеев), «Воры в законе» (Артур), «Ночные забавы» (Езепов), «Сирота казанская» (фокусник Павел), «Анкор, еще анкор» (Виноградов), «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (Берия) и многие другие. В 1994 году в экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», снятой Юрием Карой, Валентин Гафт сыграл Воланда, но этот фильм не вышел в прокат. Причинами стали претензии наследников писателя из-за авторских прав и конфликт режиссера и продюсеров.

Валентин Гафт выпустил несколько сборников лирических стихотворений, а также известен как автор метких, порой язвительных эпиграмм.

Валентин Иосифович был женат четырежды. В настоящее время он состоит в браке с актрисой Ольгой Остроумовой.

Денис Анипченко