Виктор Вержбицкий

Самый утонченный и обаятельный злодей отечественного кинематографа, Виктор Вержбицкий своей внешностью и манерой соответствует звучной фамилии. Поэтому он так органично смотрится в ролях царственных особ, знатных аристократов и офицеров. При этом его персонажи настолько притягательны, что зачастую невольно занимаешь их сторону, какими бы негодяями они ни были. С таким же успехом ему удается наделять своих героев комическими чертами.

Виктор ВержбицкийАристократическая фамилия досталась Виктору Вержбицкому от прадеда, который был коренным поляком из Кракова. Родился будущий актер 21 сентября 1959 года в Ташкенте. Его бабушка была костюмером в театре, а мать работала участковой медсестрой. Поэтому закулисная жизнь была знакома Виктору с малых лет, ведь он много времени проводил у бабушки на работе. В школе он тяготел к гуманитарным наукам, занимался в драматическом кружке и рос необщительным ребенком.

Окончив школу, Виктор Вержбицкий поступил в Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Островского. В 1983 году он стал выпускником и поступил на работу в Ташкентский академический театр драмы имени М.Горького, актером которого был до 1995 года. на сцене этого театра он сыграл множество ролей: Флоран («Священные чудовища»), Сципион («Калигула»), Билли Биббит («Полет над гнездом кукушки»), Володя («Дорогая Елена Сергеевна»), Обольянинов («Зойкина квартира»).

В 1997 году он переходит в Новый драматический театр, под руководством Б.Львова-Анохина. Но уже через год Виктор Вержбицкий начал работать в театре «Et Cetera» и стал одним из ведущих его актеров. Здесь он сыграл Лектора («Руководство для желающих жениться»), Священника («Дон Кихот»), Генри Хиггинса («Моя прекрасная леди»), Каштанова («Компаньоны»). В 2005 году художественный руководитель театра Александр Калягин исключил актера из труппы, объяснив это занятостью Вержбицкого в кино. Однако Виктор появляется на сцене «Et Cetera» как приглашенный актер.

С 2007 года Вержбицкий играет в МДТ Пушкина. Также Виктора Вержбицкого можно увидеть в постановках «Независимого театрального проекта». В спектакле «Ladies’ night» он играет Берни, а в «Жестоких танцах» — Рокки Граво.

В театральном институте Виктор Вержбицкий познакомился с учившимся в то же время на сценографическом факультете Тимуром Бекмамбетовым, который открыл актеру дорогу в кино, пригласив его в свой фильм «Пешаварский вальс» и сняв в нескольких рекламных роликах.

Несмотря на сыгранные ранее роли в картинах «Пешаварский вальс», «Мама, не горюй» и других, Вержбицкий считает началом своей карьеры фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», в котором он сыграл адъютанта Великого князя. Съемки в «Сибирском цирюльнике» надолго остались для актера эталоном профессионализма, по которому он сверял последующие фильмы.

В 2000-х года Виктор Вержбицкий снялся во многих телесериалах, сыграв наиболее запоминающиеся роли в «Тайнах дворцовых переворотов» (Иоганн Лефорт), «Оперативный псевдоним» (Бачурин) и «Бедная Настя» (Николай Первый).

Слава к актеру пришла после роли главы Темных Завулона в экранизации романа Сергея Лукьяненко «Ночной дозор», снятой другом Вержибицкого, режиссером Тимуром Бекмамбетовым. Его герой — диссидент, с присущими живому человеку чертами и страстями. Этот персонаж стал едва ли не единственным, которого почти не критиковали поклонники творчества Лукьяненко, да и сам писатель одобрительно отзывался о работе актера. Естественно, Вержбицкий сыграл Завулона в «Дневном дозоре», снятом в 2006 году.

После этого режиссеры буквально завалили Виктора Вержбицкого предложениями сняться в различных фильмах. Олигарх Покровский в «Личном номере», Ганский в сериале «Гибель империи», Лукан в «Турецком гамбите», доктор в фильме «Трое против всех», Комов в «Волчице», Керенский в «Адмирале», «дохерарх» Виктор Марьянович в комедии «Яйца судьбы», Виктор Купцов в «Черной молнии» — это лишь несколько персонажей из огромного списка ролей, сыгранных Вержбицким всего за несколько лет.

Но сам Виктор Вержбицкий считает себя актером театра, называя его постоянным тренингом, который «воспитывает артиста, а кино использует».

Денис Анипченко