Самый утонченный и обаятельный злодей отечественного кинематографа, Виктор Вержбицкий своей внешностью и манерой соответствует звучной фамилии. Поэтому он так органично смотрится в ролях царственных особ, знатных аристократов и офицеров. При этом его персонажи настолько притягательны, что зачастую невольно занимаешь их сторону, какими бы негодяями они ни были. С таким же успехом ему удается наделять своих героев комическими чертами.
Аристократическая фамилия досталась Виктору Вержбицкому от прадеда, который был коренным поляком из Кракова. Родился будущий актер 21 сентября 1959 года в Ташкенте. Его бабушка была костюмером в театре, а мать работала участковой медсестрой. Поэтому закулисная жизнь была знакома Виктору с малых лет, ведь он много времени проводил у бабушки на работе. В школе он тяготел к гуманитарным наукам, занимался в драматическом кружке и рос необщительным ребенком.
Окончив школу, Виктор Вержбицкий поступил в Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Островского. В 1983 году он стал выпускником и поступил на работу в Ташкентский академический театр драмы имени М.Горького, актером которого был до 1995 года. на сцене этого театра он сыграл множество ролей: Флоран («Священные чудовища»), Сципион («Калигула»), Билли Биббит («Полет над гнездом кукушки»), Володя («Дорогая Елена Сергеевна»), Обольянинов («Зойкина квартира»).
В 1997 году он переходит в Новый драматический театр, под руководством Б.Львова-Анохина. Но уже через год Виктор Вержбицкий начал работать в театре «Et Cetera» и стал одним из ведущих его актеров. Здесь он сыграл Лектора («Руководство для желающих жениться»), Священника («Дон Кихот»), Генри Хиггинса («Моя прекрасная леди»), Каштанова («Компаньоны»). В 2005 году художественный руководитель театра Александр Калягин исключил актера из труппы, объяснив это занятостью Вержбицкого в кино. Однако Виктор появляется на сцене «Et Cetera» как приглашенный актер.
С 2007 года Вержбицкий играет в МДТ Пушкина. Также Виктора Вержбицкого можно увидеть в постановках «Независимого театрального проекта». В спектакле «Ladies’ night» он играет Берни, а в «Жестоких танцах» — Рокки Граво.
В театральном институте Виктор Вержбицкий познакомился с учившимся в то же время на сценографическом факультете Тимуром Бекмамбетовым, который открыл актеру дорогу в кино, пригласив его в свой фильм «Пешаварский вальс» и сняв в нескольких рекламных роликах.
Несмотря на сыгранные ранее роли в картинах «Пешаварский вальс», «Мама, не горюй» и других, Вержбицкий считает началом своей карьеры фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», в котором он сыграл адъютанта Великого князя. Съемки в «Сибирском цирюльнике» надолго остались для актера эталоном профессионализма, по которому он сверял последующие фильмы.
В 2000-х года Виктор Вержбицкий снялся во многих телесериалах, сыграв наиболее запоминающиеся роли в «Тайнах дворцовых переворотов» (Иоганн Лефорт), «Оперативный псевдоним» (Бачурин) и «Бедная Настя» (Николай Первый).
Слава к актеру пришла после роли главы Темных Завулона в экранизации романа Сергея Лукьяненко «Ночной дозор», снятой другом Вержибицкого, режиссером Тимуром Бекмамбетовым. Его герой — диссидент, с присущими живому человеку чертами и страстями. Этот персонаж стал едва ли не единственным, которого почти не критиковали поклонники творчества Лукьяненко, да и сам писатель одобрительно отзывался о работе актера. Естественно, Вержбицкий сыграл Завулона в «Дневном дозоре», снятом в 2006 году.
После этого режиссеры буквально завалили Виктора Вержбицкого предложениями сняться в различных фильмах. Олигарх Покровский в «Личном номере», Ганский в сериале «Гибель империи», Лукан в «Турецком гамбите», доктор в фильме «Трое против всех», Комов в «Волчице», Керенский в «Адмирале», «дохерарх» Виктор Марьянович в комедии «Яйца судьбы», Виктор Купцов в «Черной молнии» — это лишь несколько персонажей из огромного списка ролей, сыгранных Вержбицким всего за несколько лет.
Но сам Виктор Вержбицкий считает себя актером театра, называя его постоянным тренингом, который «воспитывает артиста, а кино использует».
Денис Анипченко