Алиса Фрейндлих

Блестящая актриса театра и кино, лауреат множества наград и обладатель различных почетных званий, Алиса Бруновна Фрейндлих поражает зрителей широким диапазоном своего таланта. За свою долгую карьеру она играла королев, начальниц, несчастных вдов, старух, удивляла зрителей мужскими ролями. Она никогда не боялась выглядеть в роли некрасивой или старше своих лет, ведь в любом образе она привлекательна и интересна.

Алиса ФрейндлихАлиса Фрейндлих родилась в 1934 году в Ленинграде. Ее отец, Бруно Фрейндлих, был актером. Мама училась на курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, встретила своего будущего мужа. Перед началом войны они расстались. Отца с театром эвакуировали в Ташкент. Алиса с мамой всю войну не покидали Ленинграда, где выжили в блокаде. В 1945 году они уехали жить в Таллинн, к своим родственникам, где оставались до 1948 года, когда вернулись домой. Алиса снова пошла в свою школу и смогла видеться с отцом, который вернулся из эвакуации с новой семьей.

Фрейндлих всегда знала, что будет актрисой. Оставалось только решить: посвятить себя музыке или театру, ведь у нее был редкий голос — высокое меццо-сопрано. Но отец убедил ее стать актрисой.

Постигать актерское искусство Алиса начала в школьном театральном кружке, который вела актриса Мария Призван-Соколова. Она сразу рассмотрела незаурядные способности у своей воспитанницы и помогла готовиться к поступлению в Ленинградский Театральный институт им. А. Островского. На экзаменах Фрейнлих покорила комиссию гоголевским диалогом «Разговор двух дам» и стала студенткой курса профессора Бориса Зона. Еще студенткой Алиса Фрейндлих впервые снялась в кино. Это были второстепенные роли в фильмах 1955 года «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники».

В 1957 году Фрейндлих окончила институт, великолепно сыграв в дипломном спектакле «Мораль пани Дульской», после чего вступила в труппу Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Здесь она прошла великолепную актерскую школу. Начинала Алиса с амплуа травести, но вскоре ей доверили главную роль в спектакле «Время любить».

По настоянию руководителя Театра имени Ленсовета Игоря Владимирова, с которым Фрейндлих была давно знакома, в 1961 году она перешла на работу к нему. Через некоторое время они поженились, и у них родилась дочь Варвара.

В этом театре Алиса Фрейндлих состоялась как актриса, в чем заслуга, во многом, именно Игоря Владимирова. Он смог тонко прочувствовать тонкости ее таланта. Она блестяще сыграла в спектаклях «Таня», «Варшавская мелодия», «Ромео и Джульетта», «Женский монастырь», «Люди и страсти» и многих других. Большой популярностью у зрителей пользовались ее роли Катерины Ивановны в «Преступлении и наказании» и Малыша в постановке «Малыш и Карлсон».

В кино карьера Алисы Бруновны начиналась непросто. Она была очень занята в театре, поэтому от многих ролей просто отказывалась. Зачастую режиссеры находили других актрис на роли, как произошло с «Зигзагом удачи», где она могла сыграть Алевтину. Долгое время ее работа в кинематографе ограничивалась эпизодическими появлениями на экране. Первой главной ролью Фрейндлих в кино стала Анна в картине Евгения Хринюка «Анна и командор».

В 1976 году Эльдар Рязанов пригласил Алису Фрейндлих на главную женскую роль в комедию «Служебный роман». Ее героиня, Людмила Прокофьевна Калугина, которую за глаза называют Мымрой, по ходу фильма превращается из некрасивой, сухой и строгой начальницы в обаятельную женщину. Этому способствует ее роман с робким подчиненным, которого играет Андрей Мягков. Их персонажи были с восторгом встречены зрителями, а многие женщины после просмотра фильма начали лучше следить за своей внешностью. Они были признаны лучшими актерами года по опросу журнала «Советский экран». Тем не менее, по какой-то причине Алиса Бруновна единственной из актеров, сыгравших главные роли в фильме, не получила Государственную премию.

Через год Алиса Фрейндлих предстала на экране в двух великолепных ролях: жена главного героя в «Сталкере» Андрея Тарковского и королева Анна в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера». В 1981 году Алиса Бруновна стала народной артисткой СССР.

В начале 80-х годов Алиса Бруновна разошлась с Игорем Владимировым и вышла замуж за актера Юрия Соловья, который моложе ее на пятнадцать лет, но этот брак был недолгим.

В 1983 году актриса перешла в БДТ им. М. Горького (сейчас БДТ им. Г. Товстоногова). Наиболее известными спектаклями с ее участием являются «Блондинка», «Последний пылкий влюбленный» и «На дне».

Она продолжала сниматься в кино, легко и непринужденно играя в фильмах различных жанров. Когда Эльдар Рязанов пригласил ее на роль Огудаловой в драме «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница», многие сомневались, что она справится с этой ролью. Фрейндлих развеяла все сомнения, изобразив свою героиню несчастной, рано овдовевшей женщиной, вынужденной самой беспокоиться о своей семье, забыв о личной жизни.

Наиболее удачной работой Алисы Бруновны в девяностые годы стала роль писательницы в картине «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского (премия «Ника»), также она снималась в продолжениях истории о мушкетерах, но фильм «Мушкетеры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны» не стали популярными.

Из последних ролей Фрейндлих критиками отмечался фильм «На Верхней Масловке», где она сыграла старуху, в прошлом блестящего скульптора. Ее партнером по фильму стал Евгений Миронов. Эта работа Алисы Бруновны отмечена премией «Ника» в номинации «За лучшую женскую роль».

Денис Анипченко

  1. 2valentina:

    Прекрасная, талантливая актриса, как говорят, от Бога, удивительная женщина и очень симпатичный человек. Фильм «Служебный роман» можно смотреть бесконечно много раз, находя в нем все новые интересные моменты, хотя знаешь каждую реплику наизусть. Многим современным бизнес-леди нужно порекомендовать выкроить пару часов из своего драгоценного времени, чтобы посмотреть фильм, увидев в главной героине себя в недалекой перспективе. Потому что, какой бы успешной ни была женщина в социальном смысле, главное наше предназначение – быть любимой и любить, рожая дочерей и сыновей.