Ольга Остроумова

Ольга Михайловна Остроумова никогда не выбивала себе роли, отказывалась играть неинтересных ей героинь и всегда полагалась на судьбу. Многие мужчины влюбились в нее после первой же роли в картине «Доживем до понедельника», а после выхода на экран фильма «А зори здесь тихие…» Остроумова, сыгравшая Женю Комелькову, стала одной из любимых актрис советских зрителей.

Ольга ОстроумоваОльга Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане, что в Оренбургской области. Ее отец преподавал в школе физику, а мама занималась воспитанием четверых детей. Их семья часто переезжала с места на место, пока не начала постоянно жить в Куйбышеве. Жили они на учительскую зарплату отца, но в семье всегда царила атмосфера взаимопонимания и любви. После школы Оля поразила родных и близких своим решением поступать в ГИТИС, ведь она никогда не принимала участия в самодеятельности и ранее не высказывала своего желания стать артисткой. Родители всегда уважали мнение своих детей, поэтому отговаривать Ольгу не стали.

Приехав в Москву, Остроумова сразу же отправилась в ГИТИС на прослушивание, на котором расплакалась и убежала из зала. Однако потом взяла себя в руки и поступила в мастерскую В.А.Вронской. Когда Ольга училась на втором курсе, П.Хомский, который был одним из преподавателей на курсе, пригласил ее в свой Театр Юного зрителя.

В 1967 году Ольга Остроумова снялась в картине Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», сыграв первую красавицу класса Риту Черкассову. Дебют получился более чем удачным, а фильм пользуется популярностью до сих пор. Окончив в 1970 году ГИТИС, Ольга продолжила работу в труппе ТЮЗа, где играла в спектаклях «Мещане» (Елена), «Тень» (Юлия Джули) и «Поздняя любовь» (Лебедкина).

Остроумова прославилась ролью Жени Комельковой из фильма «А зори здесь тихие…» Станислава Ростоцкого. До этого она сыграла в двух не особо удачных фильмах и решила сосредоточиться на театре. Она даже не сразу ознакомилась со сценарием, а когда все же прочла его, помчалась на пробы. Конкурс был невероятно большим, но Ростоцкий выбрал на роль Жени именно Ольгу Остроумову. Вышедший в 1973 году фильм посмотрели 66 миллионов зрителей, что является лучшим свидетельством народной любви.

Может показаться странным, но после такого громкого успеха Остроумова два года не снималась, хотя предложений поступало множество. Дело в том, что режиссеры предлагали ей играть героинь, похожих на Комелькову, а Ольга не хотела эксплуатировать один и тот же образ. Ее следующей ролью стала женственная Маня Поливанова из картины Евгения Матвеева «Любовь земная». Режиссеру пришлось отстаивать кандидатуру Остроумовой перед руководством «Мосфильма», которое считало, что актриса не сможет реалистично сыграть сельскую женщину. «Любовь земная» и ее продолжение «Судьба», снятое Матвеевым в 1977 году, окончательно возвели Ольгу в статус звезды советского киноэкрана. Эти картины получили Золотую медаль имени Довженко и Госпремию СССР.

В 1973 году Ольга Остроумова перешла из ТЮЗа в труппу Театра на Малой Бронной. Это было связано с уходом из Театра Юного зрителя ее учителя Павла Хомского. На Бронной она играла в спектаклях «Волки и овцы» (Глафира), «Враги» (Татьяна), «Веранда в лесу» (Лида), «Лето и дым» (Роза) и других. Особенной удачей Ольга считала возможность поработать в этом театре с Анатолием Эфросом. Когда Эфрос покинул Театр на Малой Бронной, в его труппе начались склоки, и в 1984 году Остроумова ушла в Театр миниатюр. Там она заменила ушедшую в декрет Любовь Полищук в спектакле «Здравствуйте, господин де Мопассан». Вскоре она приняла приглашение стать актрисой Театра им. Моссовета, где ей дали роль Анфисы в постановке Генриетты Яновской «Вдовий пароход».

Последующие работы Остроумовой в кино остались почти незамеченными зрителем. В комедии Эльдара Рязанова «Гараж» она и вовсе старалась не попадаться на первый план, чтобы не выглядеть бездарно на фоне целого сонма мэтров: Лии Ахеджаковой, Валентина Гафта, Андрея Гафта, Светланы Немоляевой. Самой любимой ролью Ольги Остроумовой остается ее героиня из картины Ирины Поплавской «Василий и Василиса». В восьмидесятые годы актриса также снялась в фильмах «Безумный день инженера Баркасова», «Не было печали», «Столкновение», «Башня», «Время ее сыновей», «Чаша терпения» и нескольких других.

Среди ее ролей в девяностые наиболее яркой является директриса школы в триллере Н.Лебедева «Змеиный источник». В тот период она отказывалась от многих предложений, не желая появляться в кадре исключительно ради денег, и плодотворно работала в театре. В 1993 году Остроумова стала народной артисткой России, а через год получила премию имени Станиславского за главную роль в спектакле «Мадам Бовари».

С началом нового века Ольга Остроумова вновь начала охотно сниматься в кино. Она появилась в небольшой роли в фильме В.Хотиненко «По ту сторону волков», а позже сыграла княгиню Долгорукую в «Бедной Насте», мать главного героя в «Не родись красивой», Надежду Гриневу в «Капитанских детях».

Первым мужем Ольги был режиссер ТЮЗа Михаил Левитин, от которого она родила дочь Ольгу и сына Михаила. Они расстались, прожив вместе более двадцати лет. В 1996 году Остроумова вышла замуж за Валентина Гафта, с которым живет в Москве.

Денис Анипченко