Владимир Меньшов

Режиссер, актер, сценарист и продюсер Владимир Меньшов всегда отличался резкостью своих суждений и нежеланием прогибаться под мнение цензоров и корифеев кинематографа. Поэтому его фильмы почти всегда встречались в штыки официальной критикой, но были неимоверно популярны среди простых зрителей.

Владимир МеньшовВладимир родился в Баку 17 сентября 1939 года. Его отец сначала был профессиональным моряком, но в год рождения сына его пригласили на работу в НКВД. Мать была горничной на пассажирском корабле, где и познакомилась с будущим мужем.

В 1947 году отца перевели в Архангельск, где Володя пошел в школу. Жизнь в этом по-настоящему русском северном городе впоследствии окажет большое влияние на характер фильмов Меньшова. Владимир еще в те время страстно полюбил чтение и кино. Постепенно он объединил эти два увлечения, когда его любимой литературой стали журналы и книги по киноискусству. Он занимался в драматическом кружке, но серьезных оснований для выбора карьеры в кино не было. Тем не менее, окончив с серебряной медалью школу, Владимир поехал поступать в Московский институт кинематографии. Естественно, экзамены он провалил, но окончательно понял, что его жизнь будет обязательно связана с кино.

В течение четырех последующих лет Меньшов работал учеником токаря на заводе имени Карла Маркса, шахтером в Воркуте, матросом в Баку и актером вспомогательного состава Астраханского театра имени Кирова. В 1961 году он все же поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ. Это было потрясающее время для Владимира, ведь провинциальный парень неожиданно оказался среди тех, о ком раньше он мог лишь читать в журналах и кого видел в кино. В студенческие годы он начал встречаться с красивой и талантливой студенткой Верой Алентовой. Неожиданно для всех они поженились, хотя Веру отговаривали даже некоторые преподаватели, считавшие, что браком с неперспективным Меньшовым она загубит свою карьеру.

В 1965 году Владимир Меньшов окончил Школу-студию МХАТ, но оказался не нужен ни одному московскому театру. Около года он проработал в драмтеатре Ставрополя, но почувствовал, что его больше интересует режиссура. Он отправился на встречу с Михаилом Ильичом Роммом, который взял его на второй курс режиссерского факультета ВГИКа. Меньшов числился в аспирантуре по режиссуре художественных фильмов, но в течение всего периода обучения пытался перейти в разряд студентов, чтобы получить диплом и снимать учебные фильмы. Однако это ему не удалось, и он получил лишь справку, свидетельствующую, что он окончил аспирантуру ВГИКа.

Затем Владимир Меньшов несколько лет работал на «Мосфильме», «Ленфильме» и Одесской киностудии, снимая фильмы по договорам. Его первые режиссерские работы — короткометражный фильм «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы», документальная лента к пятидесятилетию ВГИКа. В 1970 году он исполнить главную роль в дипломном фильме своего однокурсника Александра Павловского «Счастливый Кукушкин», для которого также написал сценарий. Через год его пригласили сыграть главного героя в картине «Человек на своем месте». Эти работы Меньшова были отмечены на различных всесоюзных фестивалях, и он неожиданно стал очень востребованным актером.

С тех пор он постоянно снимается в кино, ежегодно радуя зрителей новыми ролями, которых в его карьере несколько десятков. Хотя Владимир Меньшов своим главным занятием считает режиссуру, многие фильмы с его участием невероятно популярны: «Перехват», «Город Зеро», «Курьер», «Русский рэгтайм», «Ночной дозор», «Диверсант», «Ликвидация», «Дневной дозор» и многие другие.

Первой серьезной режиссерской работой Владимира Меньшова стал музыкальный фильм «Розыгрыш», снятый им в 1976 году по сценарию Семена Лунгина. Картина была невероятно успешной, и все ее создатели стали лауреатами Государственной премии РСФСР.

Сценарий о провинциалке, которая покоряет столицу, делая карьеру на фабрике, автор Валентин Черных предлагал многим режиссерам, но он никого не заинтересовал. Меньшов многое изменил в тексте и снял фильм «Москва слезам не верит». Советская пресса травила картину статьями о культивировании мещанства, а благодарные зрители заваливали авторов мешками писем. Эту картину купили для проката более ста стран, она была удостоена множества наград на фестивалях, в числе которых «Оскар» за лучший иностранный фильм. Меньшов и другие создатели картины получили Государственную премию СССР.

Судьба мелодрамы «Любовь и голуби» была более сложной, ведь ее выход совпал с началом кампании по борьбе с алкоголизмом. Как известно, герои фильма спиртным не брезгуют. Но когда картина вышла в прокат, успех превзошел все ожидания. Простые русские характеры, знакомая всем история и великолепная игра актеров снискали ей невероятную популярность.

Комедия «Ширли-мырли» была снята лишь через одиннадцать лет, в 1995 году. Она также была очень тепло встречена зрителями, но критика, как водится, оказалась негативной. По сложившейся традиции, такая же история произошла с драмой «Зависть богов». Последней режиссерской работой Меньшова стал фильм «Большой вальс». Также ожидается выход продолжения картины «Москва слезам не верит».

В 1991 году Владимир Меньшов стал народным артистом России. Он является академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России, членом Союза кинематографистов России.

Его дочь — Юлия Меньшова, актриса и телеведущая, обладательница награды «ТЭФИ».

О характере и гражданской позиции Меньшова прекрасно говорит его отказ вручать приз MTV фильму «Сволочи» как позорящему свою страну.

Денис Анипченко