Раиса Рязанова

Актрису Рязанову обошла слава самого известного фильма с ее участием. Сыграв одну из трех подруг в мелодраме «Москва слезам не верит», она единственная не получила после него даже звания заслуженной артистки. Сыграв в картине простушку Тосю, она и в жизни всегда оставалась такой же скромной и трудолюбивой. Но вот на что ей точно не стоит пенять, так это на отсутствие зрительской любви. Героини Рязановой настолько близки каждому, что кажутся почти родственниками.

Раиса РязановаРаиса Рязанова родилась в казахстанском городе Петропавловске 31 октября 1944 года. У ее отца была другая семья и много детей, поэтому мама воспитывала дочь самостоятельно. Они жили в Рязани, где Раиса закончила музыкально-педагогическое училище по классу баяна. В течение года она работала преподавателем в музыкальной школе и посещала спектакли в местном драматическом театре. Влюбившись в актера, игравшего там Ромео, она приняла решение ехать в Москву, чтобы стать актрисой и покорить своего кумира.

Понять, как ей, простой девушке из Рязани, удалось поступить в ГИТИС, Рязанова до сих пор не может сама. У нее не было нужных знакомств, она не занималась на подготовительных курсах, на экзамене забыла текст. Но, видимо, среди экзаменаторов нашелся тот, кому удалось разглядеть ее талант.

Сниматься Раиса Рязанова начала на третьем курсе, дебютировав в роли спортсменки Марионеллы Королевой в фильме Ии Мироновой «Гуля Королева». В 1969 году Рязанова стала выпускницей ГИТИСа. Со сценой у нее изначально не сложилось. Ее не взяли в театр Маяковского, и Раиса решила, что это не для нее, да и предложений сниматься в кино было предостаточно. В семидесятые годы она сыграла множество ролей, среди которых были как главные, так и эпизодические. Самыми известными ее фильмами того периода являются «В Москве проездом» (Катя), «Золотые рога» (Евдокия), «Контрабанда» (Зина Шуранова), «Два дня тревоги» (Лиза Прохорова), «Белый Бим, Черное Ухо» (мама Алеши).

Но роль Тони в мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» было несколько кандидатур, но в итоге ее сыграла Раиса Рязанова. Говорят, что на режиссера из-за этого очень обиделась Нина Русланова, за которую голосовало большинство членов художественного совета. Нет необходимости еще раз говорить о невероятном успехе этой картины. Призы, премии, даже «Оскар» за лучший иностранный фильм. Рязанова сыграла типичную правильную советскую женщину, из-за чего осталась в тени более ярких образов Ирины Муравьевой и Веры Алентовой.

Актриса продолжала и дальше играть простых женщин, чье мировоззрение было близко обычным зрителям, полюбившим ее Нину в драме «Инспектор ГАИ», маму Кости в комедии «Утро без отметок», Анастасию в мелодраме «Дамское танго».

В девяностые годы Рязановой, как и большинству актеров, пришлось несладко. Ей удавалось сниматься лишь в эпизодических ролях, и нужда заставляла даже сдавать квартиру и пытаться подрабатывать в качестве таксистки.

Со временем она все чаще начала сниматься в сериалах: «Огнеборцы», «NEXT», «Другая жизнь», «Кавалеры морской звезды», «Не родись красивой», «Час пик», «Ангел-хранитель», «Клетка», «Дальнобойщики» — это далеко не полный перечень многосерийных фильмов, в которых играла Раиса Рязанова.

Очень успешной оказалась роль тети Маши, которую Рязанова сыграла в фильме «Требуется няня». В этой картине она выступила в привычном для себя амплуа простой русской женщины, создав образ, близкий каждому.

Недавно она вышла на сцену Театра Олега Табакова, где играет в спектакле режиссера Александра Мохова «Кукла для невесты». До этого она работала в театре лишь в антрепризах.

Личная жизнь у Раисы Рязановой не сложилась. На втором курсе ГИТИСа она вышла замуж за своего сокурсника. Вскоре у них родился сын, которого назвали Даниилом. Но во время съемок «Гули Королевой» Раиса влюбилась в другого человека и ушла от мужа, не желая его обманывать. Но эти отношения у Рязановой тоже не сложились. Ее сын — актер труппы Театра на Таганке.

Раиса Рязанова — страстный автолюбитель, она даже выигрывала кубок на автомобильных гонках, став обладателем звания «Автоледи-2003».

Денис Анипченко

Comments are closed.