От того, как складываются взаимоотношения между сотрудниками в коллективе, во многом зависит качество их работы, успешность решения многих проектов. Хорошо слаженный коллектив способен к творчеству, к решению даже очень сложных, порой невыполнимых задач. Но создать такой коллектив, в котором комфортно всем его членам, который работает как отлаженный часовой механизм, достаточно не просто.
Как создать хороший психологический климат в коллективе? Что нужно для этого?
Руководитель любого трудового коллектива должен хорошо знать реальные деловые возможности каждого члена коллектива: уровень профессиональных навыков, наличие организаторских способностей, качества характера работника, умение налаживать деловое общение с коллегами. Рационально, в соответствии с возможностями работников распределить должности.
Должна быть налажена чёткая деловая дисциплина, все работники должны хорошо понимать обязательность соблюдения субординации. Желательно не допускать панибратских отношений рядовых работников с руководством, либерального стиля управления подчинёнными. Все не могут быть друзьями и подругами начальника, а значит, что остальные члены коллектива будут испытывать чувство дискомфорта, начнутся сомнения в объективности оценки их работы.
У начальника и подчинённых должна быть общая позиция по отношению к работе. Вставая на позицию «мы», руководитель изначально объединяет единой целью все подразделения компании. «Мы все делаем общее дело, и вклад каждого, от руководителя подразделения до рядового работника, очень важен» — вот изначальный постулат, создающий благоприятный климат в любом коллективе.
Очень часто, особенно в женских коллективах, устанавливаются дружеские связи между сотрудниками. Хорошая здоровая дружба только на пользу общему психологическому климату в коллективе. Хуже, когда личные ссоры и сплетни начинают мешать работе. К сожалению, в женских коллективах этого трудно избежать. Руководителю необходимо быть хорошим психологом и уметь вовремя направить эмоциональную реакцию в нужное конструктивное русло.
Хорошо способствуют созданию хорошего психологического климата совместные переживания. Сплачивает коллектив борьба с препятствиями, в процессе реализации общей идеи, совместные победы, а иногда и поражения. Хорошо помогает неформальное общение вне работы: совместные посещения культурных мероприятий, спортивные соревнования семьями, выезды на пикники. Общие положительные переживания создают позитивную атмосферу.
Все вместе перечисленные факторы сделают ваш коллектив супер трудоспособным, и все его члены, как правило, вполне позитивно настроены.
Автор: Нина Рысева
На самом деле, мне кажется, что существуют всего два основных типа рабочих коллективов: в первом случае начальник «дружит» с подчинёнными, подчинённые «дружат» друг против друга, то есть, каждый сам за себя. А во втором случае, начальник как бы против коллектива, а подчинённые «дружат» против начальника. Для коллектива, конечно, лучше варианты второго типа.