Танец трайбл

Трайбл — это отдельный вид, жанр в современном танце, который соединяет в себе множество направлений. По-английски tribe — племя, а tribal означает племенной, свойственный какому-то племени. Танец постоянно развивается, преображается и обновляется. Определяющими понятиями являются точные выверенные движения, узнаваемые костюмы и, главное, дух «племенного сестринства».

Танец трайблНекоторые ошибочно объединяют трайбл с беллидансом, но между ними принципиальное отличие: первый демонстрирует женскую и силу, гордость, независимость, в то время как второй носит соблазнительный, кокетливый характер. Трайбл действительно имеет общие корни с традиционными восточными танцами, но в процессе своего становления он многое перенял от танцев цыган, а также фламенко и катхака — гордую осанку, ровную постановку спины, гордый подбородок, уверенную силу рук, экспрессивную пластику движений.

История

Все действительно началось с танца живота, который жители США наблюдали во время Всемирной выставки в Чикаго в 1893 году. На то время нескрываемый эротизм этого танца, экзотические откровенные костюмы помешали увидеть в нем искусство и богатый символический язык. Долго на Западе восточный танец считали чем-то вроде стриптиза и исполняли только в кабаре или барах.

Увлеченные и преданные танцу всей душой танцовщицы предпринимали попытки вывести этот глубокий танец-обряд на более высокий уровень. Первой, кому это удалось, стала Джамила Салимпур, ее и считают основоположницей стиля трайбл. Наблюдая за движениями танцовщиц, слушая рассказы очевидцев и просматривая фильмы о Востоке, Джамила начала составление масштабного перечня-классификации движений. Название трайбл появилось позднее, поначалу Джамила Салимпур преподавала танец живота, но, поскольку сама не училась у мастеров, многое привнесла в танец от себя лично, а ученицы повторяли ее технику.

Еще одна знаковая фигура в истории трайбла Маша Арчер, ученица и последовательница Джамилы Салимпур. Ей удалось наконец перевести танец живота (в их с Джамилой прочтении) из категории красивой фоновой картинки для посетителей баров в разряд высокого искусства. Дело в манере исполнения Маши Арчер, по сути, в ее гордом и независимом характере. Она к тому же отказалась от исключительно арабского колорита танца, изменив костюмы и музыку, создав неповторимый эклектичный фольклорный образ.

Третья «мать-основательница» трайбла — Каролина Нерикко. Она долгое время училась у Маши Арчер, но 1987 году ушла, чтобы создать собственную труппу. Ее стиль сочетает в себе отдельные элементы техники Джамилы Салимпур и Маши Арчер, но он очень самобытен в то же время. Каролина Нерикко по праву считается основательницей того танцевального течения, которое сейчас называют «трайбл-данс».

Черты, особенности, характер трайбла

Важная оотличительная особенность трайбла перед танцем живота — групповая импровизация, при которой все участники делают одинаковые движения. По меткому сравнению самой Каролины Нерикко, группа танцоров напоминает стайку рыбок или птиц.

В то же время трайбл — это танец-демонстрация женской силы, такова его цель и смысловая основа. Это сближает его с фламенко, что видно по гордой осанке, подчеркнуто прямой спине и сильному положению рук.

Во время танца очень четко прослеживается серия изолированных движений: сохраняя осанку и неподвижный подбородок исполнительница производит удары и круговые движения бедрами и грудью.

Для трайбла подойдет практически любая музыка, он очень многогранен и пластичен, не допускается только легкомыслие, поверхностное кокетство, а в остальном полная свобода, от классики до электро, чаще всего, конечно, это вариации тему этнической музыки.

Костюмы

Визуальное восприятие у большинства людей превалирует перед остальными органами чувств, так что костюм чрезвычайно важен для танцора. Задачей, которая встала перед трайблом было подчеркнуть свою самобытность, отделиться от узкого направления танца живота. Поэтому наряды шьют из плотной непрозрачной ткани приглушенных оттенков. Синкретизм и этническое происхождение породили массу интересных элементов и оставляют простор для фантазии. В костюме для трайбла просматриваются черты Среднего Востока, Индии, Северной Африки, Центральной Азии.

Танец трайблОбязательными являются просторные шаровары, длинная юбка-клеш, длинный пояс с помпонами и кистями, платок на пояс, расшитый монетами, бисером, ракушками.

Открытый лиф четкого кроя и чоли (блуза, пришедшая из индийского национального костюма) служат основой верхней части костюма. Важной его составляющей являются также ожерелья, браслеты на руках и ногах, серьги, кольца, пирсинг. Все украшения обязательно должны быть крупными, массивными, их преувеличенно много, но они странным образом гармонируют между собой.

На голову иногда надевают тюрбан либо делают замысловатую прическу с цветами и нитями бусин. Основной макияж предполагает светлый тон лица и очень интенсивно выделенный темным глаза. Помада тоже используется темно-красная.

Своеобразным дополнением костюма часто бывают татуировки, как настоящие, так и сделанные хной. Их стилизуют под этнические рисунки племен Северной Африки.

Мужской костюм не так строго регламентирован, его создают для конкретного направления трайбла индивидуально.

Направления

Существует два главных направления — American Tribal Style (ATS) и Tribal Fusion.

Первый — американский племенной стиль сформировался в 70-80 годы в работе Каролины Нерикко. Классическая система ATS включает в себя более 100 разных движений, каждое из которых имеет свое устоявшееся название и «ключ» — движение подсказку, не заметное для зрителей, но понятное другим танцорам в группе. Таким образом достигается фантастический эффект какого-то тайного братства (собственно, племени), ведь танцоры могут исполнять номер вместе с поразительной синхронностью без предварительной репетиции. Его истоки — гавейзи, катхака и фламенко. Этот стиль предназначен только для группового исполнения, большое значение придается правильной технике исполнения движений, которая и обеспечивает идеальную синхронизацию.

ATS выходит за рамки танцевального шоу: это мастерская импровизация, колоссальное внимание, быстрая реакция. Это искусство, требующее большого мастерства.

Второе направление — трайбл фьюжн происходит от ATS, но несколько изменен, перестроен, индивидуализирован. Как правило, его танцуют соло или группой, но заранее планируя, как постановку. Так что ключи ATS в трайбл фьюжн не используются или используются крайне редко. Изначально фьюжн возник из-за вынужденного отъезда одной из учениц Каролины Нерикко. Прекратив работу в группе, она приспособила движения ATS к номеру-соло и придала им больше экспрессии и яркости, чтобы сделать более зрелищными.

Внутри фьюжн-направления существует множество более узких ответвлений:

1. Gotic Tribal-fusion — интересное смешение техники трайбла с эстетикой готического субкультурного направления. Печальный и мистический настрой очень органично ложится на трайбл-движения, его можно хорошо раскрыть в костюме, поэтому готическое направление снискало себе много приверженцев.

2. Vintage tribal-fusion — еще одно распространенное течение. Внутри него существует масса более частных направлений, самое популярное — стилизация под 20-30 годы ХХ века. Изменения, как правило, чисто внешние (костюм, музыка), а движения сохраняются в неизменном виде. Встречаются сюжетные постановки в стиле немого кино.

3. Balkanian Tribal-fusion — трайбл с ноткой «цыганщины»: экспрессивный, яркий, страстный. Наряды и аксессуары в цыганском стиле, пестрые, многослойные. Собственно, трайбл изначально многое заимствует у танцев цыган или у классического фламенко, так что речь скорее об избирательном усилении тех или иных «корней».

4. Indian Tribal-fusion — индийский колорит и некоторые движения из традиционных индийских танцев.

Обучение

Распространенной ошибкой является изучение трайбла самостоятельно по видеозаписям чьих-то выступлений. Этот танец сам по себе очень индивидуален, исполнение сильно зависит от танцора, а уж если речь идет о трайбл-фьюжн, тем более — каждый номер — это неповторимое произведение искусства.

Для эффективного освоения трайбла необходимо первоначально изучить базовые движения, азбуку. Только после этого можно приступать к самостоятельным импровизациям.

Изучение чужого стиля исполнения полезно, когда есть твердые знания классических движений, чтобы видеть границу между техникой и последующими «наслоениями».

Итак, трайбл достаточно молодое танцевальное течение. Секрет его популярности заключается в синкретичности, собирательности, как технических элементов, базы движений, так и костюмов. А также, наверное, в привлекательном «менталитете» этого танца: трайбл — это демонстрация женской силы и независимости, но без отрицания самой женской природы, без уклона в «маскулинность». Язык танца — один из самых понятных и универсальных в общении между людьми, и трайбл предоставляет женщине возможность выразить свой взгляд на мир.

Автор: Наталья Бурлаченко

Комментариев: 4

  1. Яна Коромыslova:

    Довольно интересный стиль. Особенно если в трайбл добавить элементы из других стилей танца. Для меня самой известной в России танцовщицей трайбла является Алиса Аралова. Вот она даёт жару. Она как раз привносит своё видение в этот стиль, и получается зрелищный танец. В интернете много видео с её танцами.

  2. Viola13:

    Занималась восточными танцами, но преподаватель увлекался трайблом и поэтому нас тоже привлек к этому течению. Начинали мы обучение не с изучения основ движения, а с умения отбивать такт сагатами. Сагаты (или еще их называют цимбалы) это две маленькие металлические тарелочки, которые одевают на большой и средний палец и отбивают ими такт с танцем. Это с начала кажется невыполнимо, но постепенно привыкаешь и даже учишься двигаться с ними.
    Трайбл — очень завораживающий и эффектный танец.

  3. стефа_пташка:

    Познавательная статья. Интересный стиль, роскошные костюмы, женская философия. Но самое приятное, женщины с несовершенной фигурой держатся с царским достоинством. Если все это дает танец, то стоит обратить на него более пристальное внимание.

  4. Hobby76:

    Занималась до беременности. Помимо самого танца огромное удовольствие приносит расшивание костюмов. Для зрителя интересно когда это не просто набор номеров, а некое представление: отдельные танцы связаны между собой сюжетом. Очень нравится трайбл-фламенко и балканский трайбл.